среда, 1 января 2014 г.

Талант или гениальность

Талант, что это? Выдающиеся человеческие способности?Откуда они берутся? От Бога? Передаются по наследству? Приобретаются в процессе развития человека? Как они проявляются? Когда? В какой период жизни? Вопросы, вопросы, вопросы.

Вундеркинды.Почему многие из них так и остаются детьми никак не применив свои таланты? А слабые, отстающие ученики, создающие впечатление недоумков, вдруг превращаются в гениальных Эйнштейнов!

Почему два совершенно одинаковых ребёнка (это иногда даже близнецы), вырастая, превращаются в две крайние противоположности? Один - пьяница, кончает свою жизнь на помойке. Второй - делает фантастическую карьеру или восходит на вершину славы.

Что является определяющим в этом процессе? Наследственность, среда, воспитание, обучение? Какую роль здесь могут сыграть учителя, наставники?

Кстати, отдельная тема: талант учителя. Интересно, что он часто не совпадает с собственными способностями в той области, в которой преподаёт этот учитель. Отсюда очень часто ученики талантливого педагога значительно превосходят его. Особенно это заметно в искусстве (школа Столярского, вырастившая знаменитых скрипачей, таких, как Д. Ойстрах,например).

Интересная тема: все-ли способности можно развивать с одинаковым успехом? Ещё: почему некоторые обладают сразу многими талантами , а другие бездарны?
Наверное,если не имеешь абсолютного слуха или красивого голоса от природы, вряд-ли ты сможешь стать выдающимся музыкантом или певцом?
А как в других специальностях?
Талант музыканта, певца,художника, литератора, режиссёра, учёного, спортсмена, программиста, хирурга, бизнесмена, продавца, винодела, любовника, наконец. ( Вспомните Дж. Казанова)

Интересно, что некоторые гении доживают до вполне зрелого возраста даже не подозревая о своей одаренности и вдруг в них "просыпается" талант.(Композитор Г.Берлиоз до 18 лет не знал нот и не умел играть ни на одном муз. инструменте) У некоторых это происходит после сильного стресса а иногда и после несчастного случая:удар молнии,авто-катастрофа,увечья,повлекшие ограничения движений.

Где грань между талантом и гением, как её определить? Гений от Бога - гений от себя.( Общеизвестный пример: Моцарт - Бетховен).Как объяснить странности в поведении гениев? Почему гениальный математик Г.Перельман отказался от премии?

В процессе моей творческой и педагогической деятельности я сталкивался с многими людьми, обладающими большим талантом и даже гениальностью.Тема безумно интересна и мне есть что рассказать, а Вам? Присоединяйтесь...

15 комментариев:

  1. Феликс, очень интересная тема,меня она так тронула, сколько вопросов ты там задал себе, возможно даже читателю.И мне захотелось услышать ответы на эти вопросы. Раньше - (еще в детстве) так мне говорили, что у меня был превосходный голос, потом из-за частых простуд он куда-то делся. Где-то я слышала о том, что его можно восстановить, еслии найдется такой педагог. Феликс, скажи - это возможно???

    ОтветитьУдалить
  2. Что самое интересное, Феликс, эзотерика дает совершенно исчерпывающий ответ на Ваши вопросы: в физическое тело входит душа со своими опытами воплощений и с новыми задачами на этот раз.Причем, опыты прошлых жизней могут проявляться в этой.
    Приведу пример: на сеансе лечения у знакомой мне ясновидящей пациентка услышала, что в прошлой жизни она очень злоупотребляла нарядами. Покраснев, та призналась, что и сейчас у нее целый гардероб комплектов платьев и аксессуаров к ним в неимоверном количестве.
    Каюсь, что сама я не являюсь гностиком, но эти объяснения меня устраивают.

    ОтветитьУдалить
  3. Лариса,в твоём случае надо прежде обратиться к врачу отоларингологу.Он должен проверить состояние связок.Если они требуют лечения - пролечить! Затем нужно найти хорошего педагога по вокалу. Он научит правильному вокальному(диафрагма- рёберному) дыханию и поставит голос. Моя жена начала заниматься вокалом уже в довольно солидном возрасте и достигла хороших результатов. Кстати, она твоя землячка. Желаю успехов!

    ОтветитьУдалить
  4. Наталия, ничего не имею против изотерики. С нею можно прикоснуться к сокровенным тайнам природы!
    Но не верю в исчерпывающие ответы, которые может дать разве что только сам Господь Бог!

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за очень интересную тему, Феликс!

    Наверное, каждый приходит в этот мир со своими способностями, со своим талантом. Только развивает их до совершенства, может быть гениальности, не каждый.

    И здесь играют роль и родители, друзья, окружающая среда и, конечно, учителя.

    Учитель может развить способности, а может наоборот - загубить их.

    В свое время, в первом классе художественной школы, я попала не к тому учителю. И мои задатки остались в зачаточном состоянии. Я рисовала хуже своего брата и сестры, хуже подруги и одноклассника. Хотя способности были.

    А уже в последнем классе у меня был другой учитель. Учитель моего брата. Как же он бился надо мной целый год, что бы я просто стала писать натюрморты насыщенным цветом. Или класть более плавные штрихи в рисунке. Но время уже было упущено.

    ОтветитьУдалить
  6. Вы абсолютно правы, Елена!
    "Учитель может развить способности, а может наоборот - загубить их".
    И вообще, я убеждён, каждый ребёнок рождается на свет с определёнными талантами. Искусство педагога - во время разглядеть эти таланты и развить их !
    Пользуясь случаем, хочу отметить Ваш несомненный педагогический талант и поблагодарить за учёбу!

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Я желаю Вам спехов в освоении нотной грамоты Интернета и успехов в бизнесе! Именно так и будет, ведь талантливый человек - талантлив во всем!

    ОтветитьУдалить
  9. Уважаемая Натали! Восхищаюсь Вашей деятельностью и от души желаю больших успехов. У Вас благородная цель и дай Вам Бог сил в её осуществлении. Я живу в Германии уже 14 лет и для меня стало естественным уважение и почтительное отношение к инвалидам. Здесь Вы услышите гениального певца из Германии - инвалида от рождения. Человека, перед талантом которого я преклоняюсь: http://www.youtube.com/watch?v=7VJ4ACx3its&feature=channel Желаю приятного прослушивания!

    ОтветитьУдалить
  10. Очень интиресная статья.Спасибо Вам,Феликс.
    Сразу приравниваешь себя к написаному и думаешь о том,где можно было бы еще поработать над своими способностями,пока не так поздно.
    Соглашусь с тем,что многие способности приходят с детства,но их можно упусить и не развить.А вот,что касается зрелости,здесь мы все видим уже шире,глубже,лучше себя знаем и свои возможности...Поэтому таланты искать в себе никогда не поздно.

    ОтветитьУдалить
  11. Учиться и развивать свои способности никогда не поздно, поверьте мне, Светлана!

    В Германии, где я сейчас живу,многие пожилые люди,уходя на пенсию, начинают заниматься любимым делом,заниматься которым не могли себе позволить ранее. У них появляется свободное время и они используют его с огромным удовольствием, получая Spass, как они говорят.

    У меня есть ученик, г.Фишер, который в 69 лет начал заниматься музыкой и через 2 года достиг солидных успехов!

    ОтветитьУдалить
  12. Феликс, раньше не видел ваш блог, а теперь вы открылись для меня с новой стороны.
    Мне очень приятно иметь другом такого мудрого человека!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо, Сергей! Думаю, что насчёт мудрости Вы сильно преувеличиваете.

    Чем дольше живёшь, тем больше понимаешь, как мало ты знаешь и умеешь!

    Неизменно получаю огромное удовольствие от общения с молодыми,талантливыми людьми.

    Вы, Сергей, несомненно обладаете педагогическим талантом! От души желаю Вам больших успехов на этом поприще!

    ОтветитьУдалить
  14. Феликс, вы затронули широкую тему, которую может осветить каждый человек по своему, исходя из своего опыта и взглядов.Даже в комментариях Вашей статьи столько разных оценок и все правы. Несомненно, что большинство людей от природы талантливы в той или другой области. Всё упирается в то, чтобы найти и раскрыть этот талант,который прорывается иногда даже без усилий со стороны и неожиданно: стресс, гипноз, травма..., но главное "хочешь жить-умей учиться" и на этом пути скорее всего раскроется талант.

    ОтветитьУдалить
  15. Феликс, ты поднял интересную и огромную тему, над которой бьются многие философы, педагоги. И каждый, кто с ней сталкивается буквально ежедневно, собирает свою жатву, но так до конца и не может понять природу этого явления. Хотя она лежит на поверхности.

    ОтветитьУдалить